Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Год выпуска

2 013

Том

68

Номер выпуска

3

Название статьи

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Страница главного редактора

​Широко распространена точка зрения, что серьезные ученые не должны тратить время на популяризацию своей науки. В большинстве своем научные работники и не хотят этим заниматься; к тому же одного желания, даже если бы оно было, недостаточно: нужно некоторое умение, какие-то литературные способности.

С другой стороны, пропаганда конкретной науки, широкое информирование о ее проблемах, достижениях, о том, чем важны и интересны эти достижения, о людях, которые многое сделали в этой области науки и могли бы служить маяком, примером, — все это важно для создания привлекательного имиджа данной области знания. А такой имидж способствует притоку в эту науку талантливой молодежи и позволяет успешнее решать задачи финансирования области; укрепляется положение лабораторий, кафедр, руководителей и сотрудников в учреждениях и организациях. Поэтому пропаганда и популяризация очень желательны.
Популяризацией науки занимаются многие журналисты, среди них есть мастера этого жанра. Однако они обычно не замыкаются в рамках какой-либо одной относительно узкой области науки. Скажем, сотрудники редакции замечательного журнала "Химия и жизнь" охватывают вопросы практически всей химии, да еще нередко и биологии; поэтому, например, об аналитической химии штатные сотрудники журнала пишут относительно редко. Очевидно, что популяризацией должны заниматься сами ученые — несмотря на все, сказанное выше.
Если говорить о химии в целом, то можно отметить активную популяризаторскую работу сотрудников институтов Российской академии наук и химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (М.М. Левицкий, Г.В. Эрлих, И.А. Леенсон и др.). Но аналитической химии не повезло, почти никто из известных российских аналитиков не тратит силы и время на популяризаторскую деятельность. Между тем, химический анализ, его нынешние впечатляющие возможности и яркие фактические решения дают отличный, очень выигрышный материал. К тому же химический анализ легко пропагандировать, поскольку его услугами так или иначе пользуются все, результаты его всем понятны; это ведь не квантовую химию объяснять.
Какие же формы популяризации доступны аналитикам? Книги, конечно. Статьи в научно- популярных журналах, особенно наиболее известных — "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Знание — сила", "Природа". Заметки в газеты о любопытных новинках, необычных возможностях (быстрая идентификация наркотиков, определение сахара в крови без отбора самой крови, скрытное обнаружение взрывчатых веществ у турникета в метро и т.п.). Инициативы, предложения для радио и телевидения, например для передач типа "Очевидное — невероятное".
Написав эту заметку, ее автор вдруг застыдился: получается, что он косвенно рекламирует свою новую — популярную — книгу "О химическом анализе — для всех, всех, всех" [1]. Так сказать, создает для нее фон: вот, ничего не было, а он написал. Ну и пусть; автор переживет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Золотов Ю.А. О химическом анализе для всех, всех, всех. М.: ГЕОС, 2012.

DOI

10.7868/S004445021303016X

Вложения

Создан в 25.02.2013 17:40 пользователем: Аленина М.В.
Изменен в 25.02.2013 17:40 пользователем: Аленина М.В.